DEKANAT.Ru - агентство научных новостей

КОРАБЛЬ ФАРАОНА
Археологами раскрыта тайна передвижения по Нилу гигантского древнего судна


КОРАБЛЬ ФАРАОНА[23/23/2004] Одной из замечательно сияющих жемчужин на бархатном небосводе наук по праву является археология - практическая дисциплина, изучающая занесенные почвами древности. Как известно не только постоянным читателям нашего агентства научных новостей, но и всем интересующимся настоящей наукой энтузиастам, самым важным для археологии ареалом исследований является Египет, чьи пески и пирамиды хранят еще немало удивительных тайн. А недавно выяснилось, что не только пески и пирамиды хранят тайны, но и волнистые воды реки Нил, протекающей по территории Египта. Более чем весомое подтверждение этому факту явил в прошедший вторник научному миру и независимым аналитикам профессор Ш. Лиман, без сомнения виднейший практикующий специалист по археологии Египта.

Меня с давних пор занимал важный аспект одного древнего папируса XIII династии, - рассказывает профессор Ш. Лиман. - Точнее, описанный в нем корабль фараона, сделанный из папируса - растения, а не документа, - и использовавшийся для торжественного сплава правителя по Нилу. Согласно иероглифическому тексту, этот корабль был около двухсот одного метра, если переводить на наши меры длины, от кормы до носа-бушприта и не менее семидесяти пяти метров от правого борта до левого, то есть в ширину.

По словам профессора, никаких оснований сомневаться в древнем тексте, в части точности указаний размеров, нет и быть не может. Дело в том, что этот же самый папирус описывает и проект одной из Великих Пирамид, сохранившихся до наших дней, и указанные высота пирамиды, площадь ее основания, а также параметры башенного крана, использованного при возведении, полностью совпадают с современными археологическими данными и даже с туристическими справочниками.

Столь точный документ, - считает профессор Ш. Лиман, - не мог ошибаться в размерах важного для общественной жизни древней страны речного судна. И неразрешимая загадка тут не в размерах, а в том, каким образом столь большое плавсредство приводилось в движение. Ведь мощных дизельных моторов, согласно имеющимся данным, у древних египтян не было. Кроме того, считается, что и парового котла они не знали. А ведь этот корабль ходил и по течению, и против оного. Вот загадка!

По мнению компетентных экспертов, а также и многих коллег профессора Ш. Лимана, знающих его лично, он, будучи человеком незаурядного ума, всегда находится на передовом рубеже археологической науки, всегда первым внедряет и использует во благо самые смелые, ультрасовременные технические новинки и достижения.

Признаться, - делится подробностями профессор, - мне уже и раньше казалось, что пора, пора отходить от рядовых работ с совочком, кисточкой и ведерком. Я слишком долго работал с гробницей Рататусана Египетского, потом опять же с гробницей, с соседней. Но для планомерного наращивания научного веса нужно же что-то новое. Вот и пришла в голову благостная мысль объединить какой-нибудь современный археологический метод с загадкой корабля фараона. И я объединил: судно-то надо искать где? В реке! На дне! А это - подводная археология!

Профессору, используя свой непререкаемый авторитет специалиста, удалось получить грант на изготовление особого, миниатюрного, но обитаемого, подводного аппарата для исследования дна реки Нил в районах наиболее вероятного залегания гигантского корабля фараона. А благодаря таланту менеджера, которым профессор также не обделен, требуемый аппарат был очень быстро спроектирован и построен одной из известных норвежских компаний.

Археологические исследования дна оказались весьма приятным занятием, - откровенничает профессор. - Внутри нашего, конструктивно двухместного, аппарата очень тесно: по отсеку, предназначенному для команды, можно передвигаться только ползком, по-пластунски или на четвереньках, но я постоянно беру с собой на борт сразу пару аспиранток. Да. Потому что я совсем не суеверный, а малый объем исследовательского пространства не должен мешать приобщению младшего научного состава к непосредственной работе с материалом. Идущее по поверхности судно обеспечения медленно тянет аппарат на тросе, и управлять подводным движением практически не приходится. И я, постоянно находясь в плотном взаимодействии с обеими аспирантками, которым, в условиях миниатюрного помещения, просто некуда деться, целиком занят наблюдениями за археологическими тайнами дна.

Как это часто бывает в случае с профессором Ш. Лиманом, строгое, бескорыстное следование научному методу и многочасовые подводные бдения не превыкшего отступать исследователя дали сенсационный результат.

В то погружение, - вспоминает профессор, - мы в очередной, восьмой, раз проплывали над одним из наиболее вероятных, если верить источникам, мест залегания корабля фараона. Частички ила, поднятые движением аппарата, какие-то разноразмерные рыбки и рачки, а также водоросли мелькали в лучах прожекторов, когда я поглядывал в иллюминатор. Искомого корабля пока видно не было. Я даже подумал, что и на восьмой раз ничего не обнаружим. И вдруг одна из аспиранток, находившихся со мной, хихикнула. Это, правда, сперва не привлекло моего внимания, так как за время нашего исследовательского погружения то одна, то другая девушка хихикала уже не раз - такова специфика плотного взаимодействия внутри тесного отсека. Однако за хихиканием последовала заинтересовавшая меня фраза: "Ой, а там колесик!" Оказывается, аспиратка увидела какой-то археологический объект сквозь иллюминатор! До сих пор ума не приложу, почему мы не увидели его за предыдущие семь сеансов.

Обнаруженным объектом оказалось так называемое "ходовое колесо" от корабля фараона. По счастливому стечению обстоятельств, эта деталь искомого древнего судна, возвышавшаяся над остовом корабля, выпирая из донных отложений, не только привлекла исследовательский взор с подводного аппарата, но и позволила очень быстро разгадать принцип, лежавший в основе ходовых качеств фараоновой посудины. Найденное древнее плавсредство даже не пришлось поднимать на поверхность: уже незначительный разбор иловых заносов и обследование с помощью манипулятора позволили сделать решающие выводы.

Корабль приводился в движение вращением колеса, - объясняет профессор Ш. Лиман, автор эпохального открытия, - аналогично тому, как это происходило у колесных пароходов. Единственным отличием была сила, вращавшая колесо. У пароходов это сила пара. А у древнего фараона, как показали мои подводные раскопки, корабль шел на силе слона!

Согласно продемонстрированной заинтересованным корреспондентам ведущих научных информагентств схеме, выполненной с помощью компьютерного моделирования профессором Ш. Лиманом, между двумя ходовыми колесами, расположенными по бортам корабля, находилось третье, тоже достаточно большого размера, но закрепленное целиком над водой. Внутри этого колеса и бежали три полноразмерных африканских слона, серого цвета, подобно тому, как бегают в колесах белки и хомячки.

Тут нет ничего удивительного, - обозначает свою позицию по данному вопросу профессор Ш. Лиман, - фараон был велик, да в Древнем Египте вообще все большое. Одни Пирамиды чего стоят. Поэтому и вместо хомячков у фараона в колесе бегали взрослые слоны, а заодно и корабль плыл.  



Источник: www.dekanat.ru